прячимся в тени
Большинство игроков в Counter-Strike совершенно не умеют использовать укрытия. Между тем различные ящики и двери годятся не только для защиты от пуль (для этого они как раз мало подходят), но и для того, чтобы поразить противника, а самому оставаться незамеченным.
Для начала разберемся, что такое "укрытие". Во-первых, это место, где можно скрыться от преследования. Во-вторых, это удобное место для засады, в котором можно оставаться незамеченным до нанесения удара. Наверное, многие представляют себе, что такое укрытие, но большинство игроков даже не подозревает, что на каждой карте укромных местечек гораздо больше, чем может показаться. Они используют лишь малую долю укрытий — по большей части ящики. Но для того, чтобы спрятаться, подходит еще бесчисленное множество самых различных предметов и мест. Причем ящики и двери — далеко не самые лучшие. Правильное использование нычек позволит вам значительно повысить уровень мастерства. Но для этого потребуются длительные тренировки и немало терпения.
Так как же все-таки искать укрытие и правильно его использовать? Поиск безопасного места зависит от сотен факторов, но ключевыми среди них являются:
- целесообразность укрытия в определенный момент;
- расстояние до врага;
- расстояние до ближайшего укрытия;
- оружие врага;
- ваше оружие;
- количество оставшейся жизни. Не стоит делать укрытие своей главной целью, а то можно просидеть всю игру в укромном месте — и проиграть. Например, если враг у вас на прицеле и вы вот-вот должны его прикончить, нет никакой необходимости прятаться. А вот если вы выходите откуда-то и знаете, что вас может подстерегать противник, то следует быстро спрятаться за ближайший ящик, а затем уж осторожно осмотреться и дальше действовать по обстоятельствам. Здесь важно правильно оценить расстояние от вас до противника. Прятаться имеет смысл, если враг находится на средней или дальней дистанции, потому что вблизи ему хватит пары секунд, чтобы вас прикончить, а спрятаться за такое время все равно не удастся. На дальней дистанции также не всегда нужно прятаться, так как проще сбить противнику прицел стрейфом. Да и большинство стволов в игре обладает очень большим разбросом, поэтому на большом расстоянии противник вряд ли в вас попадет. Но если у вашего соперника дальнобойное оружие, например AWP или Scout, то спасти вас может только правильно выбранная нычка. Поэтому важно уметь определять тип оружия по звуку (хотя если снайпер хороший, то после его выстрела что-то определять уже не понадобится). Если расстояние до врага среднее, а до нычки идти, как пешком до Китая, то прятаться опять же нет смысла. Или если у вас любимое оружие, выгодная позиция, много процентов жизни — то в этом случае скорее противник должен от вас прятаться, а не вы от него. Объяснить, как правильно укрываться, лучше всего на примерах.
Прежде всего, следует помнить, что все стены в Counter-Strike можно пробить выстрелами из штурмовых и снайперских винтовок и, конечно, из пулемета. Особенно хорошо это видно на карте cs_assault, где внешние стены ангара легко простреливаются с помощью названных видов оружия. На этом построена очень интересная тактика контров. Один из них остается в броневике и по мониторам определяет, где могут находиться террористы. Затем он сообщает эти сведения снайперу, который простреливает подозрительные места короткими очередями из AUG. Как правило, хотя бы один выстрел достигает цели. Ворвавшись в ангар, не помешает дать несколько очередей по вентиляционной трубе, так как там довольно часто скрывается противник. Из этой тактики следует, что никогда не нужно занимать укрытия, которые легко простреливаются или о которых враг подумает в первую очередь. Поэтому очень полезно поиграть на одной и той же карте за разные команды, чтобы самостоятельно оценить надежность возможного укрытия.
В то же время, пробиваемость стен и предметов можно использовать, сидя в укрытии. Рассмотрим для примера действия игрока за террористов на карте de_aztec. Представим, что игрок бежит к месту установки бомбы у воды. Подходя к дверям, он выглядывает и ждет врага. Когда противник появляется, террор делает пару точных выстрелов и прячется за дверь, продолжая через нее стрелять в ту же точку. Так как противник чаще всего движется по предсказуемой траектории, его можно серьезно ранить и даже убить. Такие действия эффективны на большинстве карт. Главное — правильно найти нужное место. Если же вы спрятались за ящиком, то, зная, где примерно находится противник, можно сделать несколько выстрелов прямо через стенку. Иногда такие действия дают неплохой результат.
Но лучше всего прятаться в неожиданных местах. Большинство игроков прекрасно знают самые распространенные нычки и на всякий случай проверяют или простреливают их. А вот если засесть там, где вас не ожидают встретить, то эффект будет просто поразительным. Приведу пример из одного матча на csJDilitia. Контры выбежали из главного туннеля, и двое тут же были убиты. Пока оставшиеся в живых растерянно озирались по сторонам, хитрый террорист заработал еще два фрага. А все дело в том, что один из терроров успел быстро занять позицию слева от выхода из туннеля и спокойно отстреливал контров, которым даже в голову не пришло, что противник успеет так быстро добежать до нужной позиции. Так что фактор неожиданности часто играет решающую роль.
Еще один способ укрытия основан на ограниченности мышления, свойственной многим игрокам. Большинство из них, оказавшись в помещении, прежде всего видят то, что расположено на уровне взгляда. Поэтому, если забраться куда-нибудь под потолок, используя хотя бы ту же лестницу, то у вас будет несколько секунд, прежде чем противник вас заметит. Этого времени вполне хватит на пару точных выстрелов.
Не следует также забывать о правильном выборе скина. Если матч происходит на карте, сплошь покрытой снегом, то выбрать бойца в одежде цвета хаки будет верхом глупости. Существуют скины, в которых можно оставаться незамеченным, даже просто сидя на фоне какой-нибудь стены. Хотя, конечно, такая маскировка — дело очень рискованное.
Подведем итоги. Использование укрытий дает игрокам множество преимуществ. Можно устраивать великолепные засады, скрываться от преследования и много чего еще. Единственное возражение состоит в том, что многие игроки считают использование укрытий "неспортивным". Но это — предубеждение. Укрытия вносят в игру элемент неожиданности, что делает матчи значительно интереснее. Поэтому советую всем попробовать на практике приведенные мною советы.

тактика de_prodogy
De_prodogy. Это одна из самых нелюбимых моих карт. Вроде она не слишком запутана, но играть на ней одно мучение. Тактика игры за спецназ: команда делится на 2 отряда. Отряд А после респауна бежит вверх по лестнице, добегает до выхода с базы. Там один спец залезает на крышу домика, второй садится за небольшим заборчиком, что справа от выхода. Если противник пойдёт таким путём, то расстрелять их будет легко. Отряд В продвигается к коробкам и там садится в засаду. Один из членов отряда В может купить слон (В-4-6), другой - винтовку. С таким арсеналом избавится от врага будет нетрудно, т.к. террористам со входа сразу увидеть вас на фоне коридора и других коробок будет очень непросто. Также можно, чтобы оставшийся контр полез наверх по лестнице в вентиляцию к решётке прямо над проходом. Надо сразу разбить решётку, т.к. потом не будет времени на это. Второй спец пока не высовывается и сидит в засаде. Как только террористы пробегут под решёткой, сидящий там контр даёт команду напарнику выдвигаться, а затем спрыгивает и расстреливает пробежавшего противника в спину. Не красиво, но эффективно. Также отряду В можно рискнуть и сразу пойти на базу противника. Если его там не окажется, значит их встретил отряд А. Если они смогут продержаться, то вы сможите зайти террористам в тыл. Ещё одна интересная тактика заключается в использовании вентиляции. Обе точки закладки бомбы прекрасно охраняются с вентиляционных шахт, поэтому даже двух спецназовцев достаточно для контроля всех точек.Главное не заблудиться во всех эти проходах. Атаки с тыла в этом случае можно не бояться, т.к. залезть в ветиляцию можно всего с двух точек, каждую из которых вы при использовании этой тактики и держите. Ещё один не слишком распространённый вариант обороны - все держат коридор. Одна часть команды - выход с базы противника, другая - дверь с детектором. Услышав пробегающих на базу спецов противников, даёте сигнал другой группе и вместе продвигаетесь, беря тероров в клещи. Тактика игры за террористов: в большинстве случаев не делимся и бежим организованной толпой. Куда - решайте сами. Прорвав одну точку обороны вы открываете путь сразу к двум местам закладки бомбы. Удобнее охранять какую-то лабораторию. К ней всего 2 подхода: по лестнице и по вентиляции. Вторая точка представляет собой небольшое помещение. Охранять его можно с трубы расположенной возде стены, залезть куда реально только с помощью лестницы в вентиляцию. Ещё можно оставить одного человека на своей базе: там множество мест где можно спрятаться. Если спецы решат зайти вашей команде в тыл, то вы сможите их остановить очередью в спину. Перед выходом на улицу через главный вход нелишним будет кинуть туда пару флэшек. К главному выходу лучше пробираться через стекло, так как спецы могут услышать, звук открывающейся двери. Общие советы: пользуйтесь flash-гранатами, прячтесь за ящики, которых на карте очень много.

тактика de_dust
De_dust - карта довольно несбалансированная. Почему - прочитаете ниже. Тактика игры за спецназ: всё просто держим тунель и мост и выигрываем раунд за раундом. Делимся на отряды по 2 человека. Один из них держит тунель. Должен иметь при себе осколочную и световую гранаты. Можно послать однго кемпера со слоном на точку закладки бомбы. Оттуда виден весь коридор и снимать терроров очень легко. Главное - успеть добежать. Второй отряд может разделится. 1 спец спрыгивает на коробки, другой контролирует второй выход из тунеля и просторанство под мостом. Можно разделить обязанности так: 1 вооружается оптикой и отстреливает террористов идущих под мостом, второй с обычной винтовкой - терроров из тунеля. Тактика игры за террористов: в отличие от других карт здесь имеет смысл разделиться. Основная группа всё же должна прорываться через тунель, т.к. он сразу ведёт к точке закладки бомбы. Вы успеете заложить её и организовать оборону. 1 человек может отправиться под мостом для отвлечения внимания снайпера. Главное сильно не высовываться, но всё же напоминать о себе стоит. Если ваши напарники заложат бомбу, то вы сможите их прикрыть с тыла. Закладывть бомбу на базе спецов не стоит: вас десять раз убьют в спину пока вы добежите до точки. Хотя решать вам. Если вам повезёт, и вы добежите до точки на базе спецов то можно заложить бомбу так, что она взорвётся почти со 100% вероятностью: сначала запрыгиваем на ящик слева, а потом с него на правый ящик. Это самое трудное, и с первой попытки вы скорее всего не допрыгните. Не бросайте попыток и у вас должно получиться. Там спокойно закладываем бомбу и ждём спецов. Постарайтесь продержаться подольше. Даже если вас убьют, то найти бомбу, а тем более обезвредить они вряд ли смогут. У одного спеца почти нет шансов. Разумеется, он может так же запрыгнуть на ящик, но сделать это будет непросто, да и звук бомбы будет сильно отвлекать.

тактика de_cbble
Тактика игры на карте De_cbble. Здесь балом правит спецназ. Тактика игры за спецназ: точки закладки бомбы расположены довольно близко и в случае необходимости можно оперативно перекинуть группу на нужное место. Тактик здесь слишком много. Остановимся на основных. 1) Как всегда делимся на 2 отряда. Первый держит точку А. Для этого один спец может подсадить другого на ящики возле небольшого выхода на ваш респаун. Пробегающие террористы будут подставлять вам свои затылки - придётся только успевать отстреливать. Второй может просто отвлекать на себя внимание или просто сидеть в засаде. Второй отряд сразу движется в правый коридор. Можно пойти сразу в атаку. Скорее всего вы встретите террористов в коридоре. Там всё решит ваша скорость реакции. Можно поступить хитрее и спрятаться. Один спец поднимается наверх по небольшой лестнице. Желательно вооружить его AWP (b-4-6). Выбегающие из коридора терроры далеко не сразу вас заметят. Времени вполне хватит, чтобы произвести точный выстрел. 2) Охранять вашу базу можно оставить одного человека. Желательно вооружить его винтовкой b-4-4. Он быстро бежит вниз по спыску и залезает наверх по лестнице. Там добегает до окна из которого простреливаются все подходы. Противник почти никогда не обращает внимания на это окно. А зря. 3) Опять же 1 чел с AWP охраняет базу, но на этот раз он проходит примерно до середины спуска в канаву и остаётся там. Пробегающие террористы будут несколько секунд как на ладони, а этого должно хватить чтобы сделать парочку точных выстрелов. Если же кто-то прорвётся через боковой коридор, то вам ничего не остаётся, кроме как звать на помощь своих товарищей по команде. 4) Можно вообще не делиться на отряды, и всей командой охранять одно место. Если вы не угадали направление атаки, то всё равно успеете дойти до другой точки и зачистить её. Тактика игры за террористов: вам тут придётся несладко. Главное ваше преимущество в том, что при любых раскладах вас будет больше или хотя бы столько же, сколько и спецназовцев. 1) Обе точки одинаково удобно охранять. Главное - заложить бомбу. Прежде всего необходимо, чтобы кто-то прикрывал вас от атаки сзади. Если вы решили идти через коридор, то ненужно сразу ломиться всей толпой вперёд. Можно спрятаться за решёткой и оттуда расстреливать спецов, решивших сунуться в коридор . Там же можно спрятаться на коробках. Возле вашего респауна есть ворота через которые вы заходите в коридор. На эти ворота можно залезть с помощью коробок. Почти со 100% уверенностью можно сказать, что вас там сразу не заметят. Не заметить могут даже после того, как вы начнёте стрелять. Главное слишком часто этот приём не использовать, т.к. со временем противник будет первым делом обращать внимание на ворота. Перед выходом следует из коридора следует бросить пару флэшек. Должно хватить. 2) Можно оставить 1 члена команды на базе и послать его в башню. Желательно вооружить его AWP (b-4-5), хотя и с b-4-1 убить спеца будет легко, т.к. вас практически невидно. Главное не пропустить атаки со спины.

тактика de_aztek
И так, карта de_aztec.На этой карте существует множество возможностей применения тактических приёмов... Но давайте опять же по порядку с [CT]. Менты. Из оружия надо выбирать скорострельное и мощное. Подойдут все классы от 2 до 5. Со снайперскими винтовками разговор особый... Есть на этой карте парочка мест. Для [CT] это конец моста, а для [T] это за ящиком где находиться развилка (на право пойдешь-бомбу заложишь, налево - сомневаюсь). Гранаты тут применять по ситуации. Иногда они только портят положение, а иногда очень необходимы... Теперь о том где надо сидеть [CT]. Первое место это в конце моста. Выглядывает из-за ящика [T] и тут же получает пулю в лоб. А второе - это непосредственно у второй закладки. Тут тоже пригодиться что-то с прицелом. Там просто идеальная позиция, т.к. можно прикрывать и дверь, и канал. Остальные как хотят. Иногда можно поштурмовать [T], когда они у развилки... Теперь о Terror's. Карта вынуждает их атаковать, но есть один приём, неоднократно сработавший. Пока идёт бой у развилки человек с C4 может спокойно пройти по каналу и, пока [CT] отвлечены, спокойно пройти к ним на базу и положить бомбу... Есть ещё кое-что... Если [CT] решили поатаковать, то лучше одному человеку залезть на дальний ящик в углу. Во-первых, он будет прикрывать дверь, а во-вторых, не даст высунуться [CT] из туннеля...

тактика de_nuke
Nuke, как много в этом звуке. При правильном старте и небольшом наличии ума менты рулят. Главное - подавить теров в начале, потом будет легко. В общем, если менты держат верхнюю точку, то, даже когда теры пойдут на нижнюю, менты должны их обезвредить. При активном прессинге со стороны ментов теры могут замышковаться (не рекомендую), или же пойти напролом всем вместе. Один момент, тыл должен быть прикрыт как следует. Это очень важно. Собственно и все. Далее идут некоторые моменты: нижнюю точку терам охранять довольно легко, а заложенную бомбу так вообще сладость. Это должны помнить обе стороны. Оружие. В принципе хороши почти все, кто чем пользуется. Хороша муха (5.1) в сочетании с чем нибудь этаким (подумайте). Хороши дробаны, на то они и дробаны. Хороши винтари. А вот снайперки я не рекомендую, только иногда, по надобности. И не забывайте, на нюке огромное множество хороших огневых позиций.